Комплексный аудит ИТ инфраструктуры

Комплексный аудит ИТ инфраструктуры – это один из инструментов, позволяющих найти общий язык между руководством компании, рядовыми сотрудниками, и ИТ подразделением в вопросах текущего сопровождения и развития информационных систем компании.

Комплексный аудит ИТ-инфраструктуры является составной частью любого договора на обслуживание компьютеров организаций и одним из залогов взаимопонимания и долгосрочности наших отношений с клиентом.

Целью проведения аудита является:

  • Получение актуальной и объективной информации об состоянии оборудования и программного обеспечения в компьютерной сети компании,
  • Получение объективной информации о работе информационных систем, их интеграции в бизнес-процессы компании, текущих и потенциальных проблем в работе ИТ-инфраструктуры,
  • Разработка рекомендаций по повышению надежности, производительности и эффективности функционирования информационных систем,
  • Разработка рекомендаций по развитию информационных систем.

Если в вашей организации назревает конфликт в отношениях с ИТ службой, то комплексный аудит ИТ инфраструктуры – это то, что поможет выявить существующие проблемы в кратчайшие сроки и позволит определить экономически эффективные пути их решения.

В рамках комплексного ИТ аудита выполняются следующие работы:

  • Инвентаризация компьютерной техники и компьютерных комплектующих,
  • Инвентаризация сети, сетевого оборудования и сетевых комплектующих,
  • Инвентаризация установленного на рабочие станции программного обеспечения. Изучение использования установленного программного обеспечения пользователями сети,
  • Экспертная оценка состояния компьютерного парка и сетевого оборудования на соответствие предъявляемым к нему требованиям на ближайший календарный год и формирование бюджета на закупку компьютерных и сетевых комплектующих на календарный год,
  • Оценка удовлетворенности сотрудников компании качеством и удобством работы с информационными системами,
  • Формирование функциональной схемы сети. Изучение функций информационных систем и поиск существующих проблем в работе последних,
  • Анализ печатающий устройств и использования расходных материалов,
  • Анализ выполнения лицензионных соглашений с производителями программного обеспечения,
  • Анализ существующих эксплуатационных рисков и мер по их предотвращению,
  • Разработка рекомендаций по изменению существующих информационных систем с целью повышения качества и удобства работы с ними сотрудников компании,
  • Разработка предложения по развитию сети компании на ближайший календарный год.
Описание каждой из услуг приведено ниже:

1. Инвентаризация компьютерной техники и компьютерных комплектующих

В рамках данной услуги проводится инвентаризацич аппаратного обеспечения, установленного в офисах компании. В рамки инвентаризации входит следующее оборудование:

  • Компьютерная техника и периферийные устройства
  • Сервера
  • Сетевое оборудование
  • Принтеры и сканеры

Инвентарная база формируется в формате Microsoft Excel и при проведении инвентаризации в ней заполняются следующие поля:

  1. Инвентарный номер оборудования – обозначает условно неделимый элемент инфраструктуры. Под неделимостью подразумевается неделимость элемента без вмешательства системного администратора: рабочее место, сервер и т.д.
  2. Тип оборудования:
  • Комплектующее ПК
  • Настольный компьютер
  • Ноутбук
  • Оргтехника
  • Переферийные устройства
  • Сервер
  • Сетевое оборудование
  • Прочее
  1. Ответственный пользователь – сотрудник компании, использующий данное оборудование. Если оборудование использует несколько сотрудников компании, то в качестве ответственного пользователя будет обозначаться “Техподдержка”.
  2. Описание – содержит детальную классификацию системного элемента:
  • Блок питания
  • Видеокарта
  • Внешний диск
  • Жесткий диск
  • Маршрутизатор
  • Материнская плата
  • Монитор
  • Оперативная память
  • и т.д.
  1. Модель – содержит конкретную модель данного системного элемента
  2. Расположение – отражает расположение элемента.
  3. Количество – количество системных элементов
  4. Статус – статус оборудования. Может принимать следующие значения:
  • Исправный
  • Неисправный
  • Неизвестно (в случае отсутствия технической возможности для определения состояния оборудования).
  1. К списанию – поле, означающее, что данное оборудование рекомендуется списать с баланса компании. Принимает значение “+” если списание необходимо и “-” если оно не требуется.

Пример заполненной инвентарной базы приведен на рисунке 1.

Комплексный аудит ИТ-инфраструктуры

Рис. 1: Пример заполнения инвентарной базы оборудования

2. Инвентаризация сети, сетевого оборудования и сетевых комплектующих

В рамки инвентаризации сети входит инвентаризация активного сетевого оборудования по методике, приведенной в пункте 1 и формирование схемы сети и кабельного журнала.

При формировании схемы сети анализируется схема помещений и на ней отмечается расположение сетевых розеток, активного и пассивного сетевого оборудования. В случае, если розетки в помещениях не размечены, в процессе инвентаризации будет произведена дополнительная разметка сетевых розеток при помощи самоклеющихся маркеров. В кабельном журнале обозначается соответствие между номерами розеток и номерами портов на патч-панеле и свитче.

Комплексный аудит ИТ-инфраструктуры

Рис. 2: Пример схемы сети

3. Инвентаризация установленного на рабочие станции программного обеспечения. Изучение использования установленного программного обеспечения пользователями сети,

В рамках данной услуги будет произведен сбор информации о программном обеспечении, установленном на рабочие станции сотрудников компании, и выделены 10 наиболее часто встречающихся программ. Оценка использования программного обеспечения будет произведена на основе опроса пользователей по 10 данным программам.

4. Экспертная оценка состояния компьютерного парка и сетевого оборудования на соответствие предъявляемым к нему требованиям на ближайший календарный год и формирование бюджета на закупку компьютерных и сетевых комплектующих на календарный год,

В рамках данной услуги будет произведен анализ состояния компьютерного парка в целом и на основе экспертной оценки произведена оценка вероятности отказа оборудования в ближайший календарный год. Оборудование с наивысшей вероятностью отказа будет рекомендовано к замене.

5. Оценка удовлетворенности сотрудников компании качеством и удобством работы с информационными системами,

Оценка будет произведена на основе опроса пользователей. Форма опросного листа будет предварительно согласована с представителем компании-клиента.

6. Формирование функциональной схемы сети. Изучение функций информационных систем и поиск существующих проблем в работе последних

В рамках данной услугу будет произведен экспертный анализ взаимодействия информационных систем в компании-клиента и составлена функциональная схема сети компании (пример функциональной схемы на Рис. 3) с описанием функций отдельных элементов. В случае если в процессе анализа информационных систем выявятся замечания к их работе, они будут отображены в отчете по результатам аудита ИТ инфраструктуры.

Комплексный аудит ИТ-инфраструктуры

Рис. 3: Пример функциональной схемы сети

7. Анализ работы телефонной связи и схемы обработки телефонных вызовов,

Проводиться анализ схемы обработки входящих и исходящих вызовов (рис. 4), выявляются слабые места, выдаются рекомендации по модернизации телефонной связи в случае необходимости.

Комплексный аудит ИТ-инфраструктуры

Рис. 4 Пример схемы обработки вызовов.

8. Анализ печатающий устройств и использования расходных материалов,

Анализируются существующие печатающие устройства, их ежемесячная загрузка, стоимость отпечатка и адекватность запасов расходных материалов. Выдаются рекомендации по снижению стоимости отпечатка и созданию неубывающего резерва расходных материалов для реализации функций непрерывной печати документов.

9. Анализ выполнения лицензионных соглашений с производителями программного обеспечения

На данном этапе производиться сбор информации о количестве приобретенных компанией лицензий на программное обеспечение и проводиться их сравнение с данными о количестве установленного и используемого программного обеспечения, полученными в пункте 3. Производиться также проверка выполнения всех пунктов лицензионных соглашений для уже купленного программного обеспечения. При необходимости приобретения дополнительных лицензий производиться оценка стоимости лицензий на основе данных, полученных от ведущих дистрибьюторов программного обеспечения.

10. Анализ существующих эксплуатационных рисков и мер по их предотвращению.

На основе данных, полученных в рамках аудита, о текущем состоянии ИТ инфраструктуры проводится анализ эксплуатационных рисков, их последствий и возможных действий по снижению негативных последствий. В рамки анализа входят как штатные ситуацию отказа оборудования, так и форс-мажорные ситуации.

11. Выработка рекомендации по изменению существующих информационных систем с целью повышения качества и удобства работы с ними сотрудников компании

На основе данных, полученных в пунктах 1 – 10 разрабатывается общий список рекомендаций по изменению существующих информационных систем с целью повышения стабильности и скорости их работы, а также с целью повышения удобства работы с ними сотрудников компании.

12. Разработка предложения по развитию сети компании на ближайший календарный год

Заключительным пунктом аудита ИТ инфраструктуры является предложение по развитию информационных систем на ближайший календарный год с описанием функциональных возможностей информационных систем, предлагающихся к внедрению и необходимых затрат на приобретение программно-аппаратного обеспечения для реализации данных изменений.

Работы в рамках аудита ИТ-инфраструктуры зависят от размеров сети и количества информационных сервисов и занимают от 10 до 25 рабочих дней. Результатом обследования является инвентарная база оборудования и развернутый отчет о результатах аудита информационных систем.

Комментарии к статье:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.