На которые стоит обратить внимание, подбирая себе руководителя ИТ-службы
На должность ИТ-директора претендует большое количество «скороспелых» менеджеров, которые руководить начали раньше, чем научились делать что-то своими руками. Вреда от таких руководителей обычно больше, чем пользы, и технические специалисты чувствуют «скороспелых» менеджеров за версту. Но компании, чей бизнес не связан с информационными технологиями, регулярно нанимают подобных кандидатов за их харизму.
В данной статье я собрал отличительные признаки «скороспелых» ИТ-директоров и постарался сформулировать их как можно доступнее. Надеюсь, что они помогут не разбирающимся в информационных технологиях специалистам по кадрам и генеральным директорам фильтровать кандидатов на должность руководителя ИТ-службы. Буду рад, если сообщество Хабрахабра дополнит меня или исправит ошибки в суждениях. Но на этом вступительную часть заканчиваю и перехожу к сути:
1. Короткие (менее 2 лет на одном месте) сроки работы
Информационные системы в компаниях внедряются на 5 и более лет. Умение строить информационные системы так, чтобы их не пришлось переделывать или списывать раньше времени, приходит с годами, когда ты видишь долгосрочные последствия, а точнее ошибки в принятых тобой когда-то решениях. Работающие на каждом месте по 1-2 года специалисты такого опыта не имеют и на должности ИТ-директора заменяют ошибки своих предшественников своими собственными ошибками, за которые приходится расплачиваться компании.
2. Обилие «профессионального» сленга в речи
Если вы на собеседовании не понимаете, о чем говорит кандидат, то когда он станет вашим ИТ-директором весь ИТ-отдел превратится для вас в черный ящик. Вам придется или слепо соглашаться с инициативами ИТ-отдела, не пытаясь в них разобраться, или вас регулярно будут обвинять во всех грехах, т.к. «я же говорил, что ксеоны у нас слабоваты, чтобы парсить задачу с такой скоростью». Умение общаться на понятном языке – такой же важный критерий для ИТ-директора, как и компетентность.
3. Использование «мы» вместо «я» в разговоре
В целом, мне импонируют руководители, которые не присваивают себе успехи отдела и, рассказывая о них, используют местоимение «мы». Но рассказывать на собеседовании, какие проекты «мы» сделали, и каких результатов «мы» достигли – это зачастую способ скрыть, что все проекты из резюме были успешны вопреки, а не благодаря участию в них кандидата. Если на собеседовании кандидат упорно говорит «мы» и не может объяснить свою роль в проектах, то мой вам совет держаться от него подальше.
4. Разносторонний управленческий опыт
Специалисты, которым все равно кем управлять – веб-разработчиками, сисадминами, дизайнерами или доярками – называются руководителями проектов, а не ИТ-директорами. Такие люди не понимают работу своих подчиненных и не могут адекватно оценивать ресурсы на выполнение задач. Принимая технические решения, они ориентируются на заявления производителей, а не на техническую оценку. В итоге, ваш ИТ-отдел будет или расслабленно работать, или героически перерабатывать, но в обоих случаях внедряться будут решения тех производителей, у которых самые беспринципные маркетологи.
5. Игнорирование правил составления резюме
Задача ИТ-директора – помогать компании работать и повышать эффективность труда. Но для этого ИТ-директор должен разбираться и понимать ценности в работе всех подразделений компании. Резюме с нарушением общеизвестных правил говорит о том, что кандидат не желает разбираться в работе специалистов по кадрам, даже когда от них зависит его судьба. С таким ИТ-директором велика вероятность, что сотрудникам компании придется самим разбираться в ИТ, а не наоборот.
6. Ошибки и опечатки в тексте резюме
Гора орфографических ошибок и опечаток в тексте резюме – это или незнание кандидатом инструмента проверки орфографии, или избыточная гениальность и связанная с ней отрешенность от реалий мира, или избыточная глупость и невнимательность. Все три категории не очень вяжутся с человеком, который должен разбираться в технологиях, общаться с людьми и держать под контролем все аспекты работы вверенного ему подразделения. Резюме такого кандидата можно смело отправлять в печь.
7. Непоследовательность изложения
Когда у тебя пара сотен пользователей и компьютеров, несколько десятков серверов, без структуры каждый вопрос или проблема требуют кучу времени на решение. Профессиональная деформация системных администраторов – структурировать все. Это, черт побери, закладывается на подкорке и применяется ко всему без исключения. Если вы получили резюме, где все вперемешку и иногда повторяется, то это резюме уровня специалиста техподдержки, а не профессионального системного администратора и, тем более, ИТ-директора.
8. Абсолютные знания всех систем
Настоящий профессионал знает свою область знания и область незнания. Знать одновременно FreeBSD, Photoshop, Windows, Word, Active Directory, AutoCad, SQL и Delphi может только начинающий специалист. По мере набора опыта приходит понимание, что каждый пункт требует годы оттачивания мастерства и перечень того что ты действительно знаешь неизменно уменьшается. Но если перед вами специалист с опытом, претендующий на абсолютные знания всего – держитесь от него подальше. Подобный руководитель, скорее всего, похоронит все лучшие начинания в вашем ИТ за стеной своей некомпетентности.
9. Указание конкретных моделей оборудования в резюме
Когда кандидат указывает в резюме конкретные модели оборудования («настраивал Cisco 851 и D-Link 1100»), то можете быть уверены, что он настраивал именно это оборудование, а в связанных с ними технологиях он не разбирается. Точно также не разбирается в работе двигателя человек, который менял свечу на мотороллере «Stels Leader-50» и подливал масло в «ВАЗ 2105». Единственный случай, когда указание конкретных моделей оборудования говорит положительно об опыте кандидате – это работа с решениями, которые не каждый специалист в своей жизни может даже потрогать.
10. Отсутствие осязаемых для бизнеса результатов в работе
Когда кандидат не может объяснить, какую пользу он принес компании на последнем месте работы или формулируемая им польза не очевидна для вас, то перед вами любитель поиграть в ИТ («обновить, настроить, модернизировать»), а не ИТ-директор. Если ваш генеральный разбирается в ИТ и способен сам ставить и контролировать задачи ИТ-службы, то можете не обращать внимания на этот критерий, но в остальных случаях ИТ-директор должен тащить компанию вперед, а не компания его.
В качестве послесловия:
Идеальных кандидатов не бывает — бывают плохо прособеседованные. Но отсутствие у кандидата перечисленных выше недостатков не говорит о его идеальности, а лишь означает, что с ним можно продолжать диалог. Мой опыт аттестации ИТ-директоров и изучения результатов их работы убедил меня, что на должности ИТ-директора больше пользы от специалиста без управленческого опыта вообще, но без перечисленных выше недостатков, чем от опытного руководителя с недочетами из списка. А вы как считаете?